История Кафедрального Собора Успения ПДМ  

Храм митрополита


В этом году приходу Успения Пресвятой Девы Марии исполняется 100 лет

Изменение внешней политики России в конце XVII - начале XVIII в., в царствование Петра I, привело к постепенному сближению православной страны с католическим миром Западной Европы. Католики получили право свободного въезда в Россию и право строить католические храмы в русских городах. После присоединения к Российской Империи в XVIII в. Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и части территории Польши, в стране появились регионы с населением, исповедующим католическую веру.


Хлопоты переезда


По указу императрицы Екатерины II в Российской Империи создаются 12 католических епархий. Высшим органом управления Католической Церковью в России являлась созданная в 1801 г. Римско-католическая духовная коллегия. Местными органами власти были духовные консистории (епархиальные управления) в каждой епархии.

Столица России - Санкт-Петербург - вошла в состав Могилёвской архиепархии, глава которой в чине митрополита являлся одновременно главой Католической Церкви Российской Империи.

Первый католический храм появился в Санкт-Петербурге вскоре после основания города. На протяжении XVIII-XIX вв. число католиков в городе постоянно росло в связи с поступлением на российскую службу гражданских и военных специалистов из Западной Европы, за счёт переселения в столицу многих поляков, литовцев, латышей, ставших российскими подданными, эмигрантов из Франции (в годы французской революции), за счёт молодёжи из западных губерний, обучавшейся в учебных заведениях Петербурга, а в конце XIX-начале XX века - и за счёт рабочих, приезжавших трудиться на вновь возводимые промышленные предприятия. По мере роста числа верующих-католиков в Петербурге строятся новые храмы и часовни. Постепенно в столицу перемещаются и основные учреждения Церкви.

В 1846 г. у наследников поэта Гавриила Романовича Державина было приобретено здание по наб. реки Фонтанки, 118. Одновременно с домом был приобретён земельный участок от наб. Фонтанки до 1-й роты Измайловского полка. В этом здании разместилась Римско-католическая духовная коллегия. Земельный участок был благоустроен и превращён в сад, позднее получивший у горожан название "Польский садик".

В 1849 г. из Вильно в Петербург была переведена Духовная академия. В этот же год было принято решение о перемещении из Могилёва Духовной семинарии, которая первоначально разместилась на Екатерингофском проспекте. В начале 1870-х гг. рассматривался вопрос о перенесении в Санкт-Петербург резиденции католического митрополита. Местом для размещения резиденции было избрано здание на границе принадлежавшего Церкви участка, выходившее фасадом на 1-ю роту, которое было приобретено у губернатора города и перестроено для Архиепархиального управления. 2 августа 1870 г. на территории, примыкающей к зданию будущей консистории, был торжественно заложен новый храм. По поручению управляющего епархией епископа Иосифа-Максимилиана Станевского, прелат Юлиан Васильковский в присутствии членов Духовной коллеги, Могилевского архиепархиального капитула, священников из Духовной академии и приглашенных гостей заложил камень в основание будущего кафедрального собора. Был отслужен торжественный молебен. Храм сооружался по проекту архитектора Василия Ивановича Собольщикова, После его смерти в 1872 г. строительство продолжил академик архитектуры Евграф Сергеевич Воротилов.

9 марта 1873 г. было подписано "Высочайшее повеление" императора Александра II о переводе из Могилёва в Петербург капитула и консистории Могилевской архиепархии. Императорское "повеление" определило и дальнейшую судьбу строящегося на 1-й роте храма. Ему был передан статус архикафедрального собора и название (Успения Пресвятой Девы Марии) от выполнявшего эту роль прежде храма в Могилёве. Могилевский собор стал просто приходским. В Петербург из него были перевезены предметы церковного обихода, необходимые для богослужений с участием архиепископа.


Новый архикафедральный


12 апреля 1873 г. архиепископ Антоний Фиалковский в присутствии многочисленных гостей освятил собор и здание консистории. Собор имел в плане форму латинского креста и был объединён единым входом со зданием епархиального управления. В главном алтаре собора, выложенном каррарским мрамором, был установлен образ Успения Божией Матери размером 3x6 аршин (1 аршин - 72 см), копия с картины Мурильо в золоченой багетной раме. По сторонам от главного были устроены два боковых алтаря: слева - св. Антония Падуанского с образом святого (копия с картины Мурильо размером 3x2 аршина) и справа - св. Иосифа Обручника (копия с картины Гвидо Рени того же размера). В приделе собора находилась копия с картины Брюллова "Распятие". Из каррарского мрамора были изготовлены чаши для святой воды у входа в собор и у дверей ризницы. Над чашами были установлены бронзовые таблицы с распятиями и надписями. В алтаре установлены трон под балдахином из малинового бархата, епископское кресло и 30 кресел для высших иерархов Церкви, обитых тем же материалом, а также 6 дубовых скамеек для священников. Мебель была выполнена из дуба и стилизована "под старину". Из дуба были изготовлены 3 конфессионала, кафедра, скамьи для прихожан. Конфессионалы внутри были обиты красным сукном.

Мессы совершались в сопровождение органа фабрики Валькера (инструмент имел 23 регистра и 2 мануала). Собор освещался бронзовыми люстрами и бра, изготовленными в виде крестов. В алтаре стояли два больших бронзовых канделябра, висели вызолоченные деревянные подсвечники, На колокольне собора установлен 3-х пудовый колокол. Собор, как архикафедральный, был отнесен к 1-му классу церквей и ему, как преемнику Могилевского собора, полагался установленный в 1842 г. большой штат священников и обслуживающего персонала. Но казна средств отпускала мало, и фактически службу в храме несли 3-4 викарных священника, им помогал ризничий с 3-мя помощниками, органист, настройщик органа, сторож. Поскольку храм первоначально не был приходским, а предназначался для сотрудников Римско-Католической духовной коллегии и Могилевской консистории, надзор за богослужениями в храме и его имуществом осуществлял назначаемый митрополитом препозит из членов Духовной коллегии; после переезда на 1-ю роту семинарии, эта обязанность перешла к ее ректор. Первым препозитом был назначен прелат Врублевский, затем эту должность исполняли прелаты Колкевич, Станкевич, каноники Свидерский, Денисевич, Эрдман и другие.

Архивные документы сохранили и имена священников, работающих в храме: Франциск Каревич, Августин Лесинский, Михаил Рутковский, Пётр Гриб, Никодим Янушкевич, Юлиан Матусевич, Иоанн Круковский, Павел Ходкевич и другие. В основном это были выпускники епархиальной семинарии.

Кроме богослужений в храме священники преподавали Закон Божий во многих учебных заведениях. В августе 1873 г. на службу в собор были приняты 5 мальчиков-певчих из числа сирот либо уроженцы бедных семей. Они жили в храме, в их обязанности входило прислуживание и пение на мессах, обучение музыке и пению у органиста. Днём они учились в епархиальном училище Сестринцевича при храме св. Станислава.

Содержать храм помогали значительные пожертвования верующих различных национальностей и социальных групп. В 1876 г. в собор были перенесены мощи ап. Фаддея, св. Флориана Мученика, св. Григория Назианзина, св. Иоанна Кентского, св. Станислава Мученика, св. Казимира и Станислава Костки.

Большое количество священников было необходимо храму ввиду того, что его посещало немало верующих, среди которых были люди нескольких национальностей. В первую очередь это было связано с его местоположением. Богослужения в нём посещали воспитанники близлежащих учебных заведений: Института гражданских инженеров, Технологического института, Корпуса путей сообщения. Неподалёку от собора находились казармы Измайловского, Семеновского, Егерского полков, Артиллерийской бригады, где среди "нижних чинов" и офицеров было немало католиков. На близлежащих к храму улицах проживало большое количество рабочих-католиков с предприятий, возникших в конце XIX в. в районе Обводного канала, Московской и Нарвской частей. В выходные и праздничные дни на мессы приходило одновременно свыше 1000 человек, в то время как храм мог вместить не более 750. Люди стояли на лестнице, у дверей Епархиального управления.


Расширение


В 1891 г. было принято решение о расширении собора. Учитывая его значимость, работы осуществлялись под надзором созданного в Министерстве внутренних дел Комитета по расширению храма. В состав комитета, кроме членов Духовной коллегии и чиновников Министерства, вошел академик архитектуры P. P. Марфельд.

Автором проекта расширения храма являлся архитектор коллегии действительный статский советник Антон Доминикович Фиалковский. Проект предусматривал создание дополнительных площадей за счёт перепланировки и строительства боковых приделов.

Работы начались в 1896 г. Помимо пристройки боковых приделов в соборе были увеличены хоры, старый паркет заменён мозаичными плитами, вместо деревянного потолка установлены бетонные своды. Вместимость храма увеличилась с 750 до 1500 человек. В правом приделе установили новый алтарь, а деревянные алтари по бокам главного заменены на мраморные, украшенные бронзовыми статуями.

Руководителю малярной мастерской при Императорском обществе поощрения художников Н. А. Александрову был передан заказ на внутреннюю роспись. В ходе ремонтных работ заменили мебель в храме. Были установлены новые трон, амвон, 5 конфессионалов, декорированные под старый дуб.

Ремонт продолжался в течении 1896-1897 гг. В это время богослужения проходили в зале Епархиального управления. Сроки проведения работ пришлось пересматривать, т. к. в осенне-зимний период, после возвращения войск из летних лагерей, а воспитанников учебных заведений - с каникул, все молящиеся в зале не помещались. После нескольких случаев обмороков у прихожан, Комитет по переустройству храма принял меры к срочному завершению ремонта, для чего пришлось пойти на замену строительных материалов и отказаться от осуществления некоторых частей проекта. Поспешность при завершении работ в дальнейшем отрицательно сказалась на техническом состоянии здания.

Вскоре после открытия храма, в начале 1898 г., к Могилевскому митрополиту обратилась группа рабочих-литовцев. Они просили организовать пастырское попечение на литовском языке, так как число литовцев, постоянно проживающих в Петербурге, к 1897 г. достигло 10000 человек, и большая часть их была сосредоточена в районе собора Успения Пресвятой Девы Марии.

15 июня 1900 г. был подписан Указ императора Николая II о приспособлении Архиепархиального дома для епархиальной семинарии. Могилёвская консистория переехала в здание Римско-католической духовной коллегии на наб. реки Фонтанки 118, а в здании на 1-й роте разместилась семинария.


Создание прихода


В 1903 г. храм стал приходским. Его первым настоятелем был назначен исполнявший до этого времени обязанности препозита ректор семинарии о. Витольд Эолман.

Границы прихода были очень обширны: от Александра-Невской до Московской и Нарвской частей города. Он охватывал 190 улиц. Число прихожан росло из года в год. В 1906 г. архитектор Духовной коллегии профессор архитектуры Лев Петрович Шишко предложил проект дальнейшего расширения храма за счёт увеличения часовни Христа Спасителя и устройства дополнительной часовни с левой стороны собора за счёт ликвидации лестничной клетки, а также - переустройства подвального этажа. Для придания храму большей торжественности предполагалась реконструкция центрального входа. Однако из-за недостатка средств пришлось ограничится небольшими внутренними переделками и устройством дополнительного входа с правой стороны храма. В 1913 г. в городе насчитывалось 85610 верующих-католиков, которые посещали 35 богослужебных зданий, домашних часовен. Архикафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии был одним из самых крупных католических храмов Петербурга.

В 1918 г., в связи с открытием в городе новых храмов, было проведено уточнение границ приходов. "Митрополичий приход" был ограничен территорией от Лермонтовского проспекта до Обводного канала; от наб. Обводного канала до Гороховой ул.; от Гороховой до Садовой ул.; по Садовой ул. до наб. реки Фонтанки; по наб. реки Фонтанки до Чернышева переулка (ныне - улица Ломоносова), Чернышев переулок, Разъезжая улица, Чубаров пер. (ныне - Транспортный переулок), до Николаевской железной дороги, железнодорожное полотно от Чубарова пер. до городской черты Петрограда, между полотном Николаевской и Балтийской железных дорог через Лиговский канал (ныне - Лиговский пр.) и Митрофаньевское шоссе до Обводного канала.

С началом I Мировой войны в здании семинарии был открыт пропускной пункт для беженцев и военнопленных. По указанию городской управы в саду были размещены лошади 37 пехотной дивизии. В результате непродуманной эксплуатации здание семинарии и сад сильно пострадали.


Революция


После октября 1917 г. от государства перестали поступать средства на содержание и ремонт храма. Пожертвований прихожан в условиях безработицы и разрухи не хватало на самые насущные нужды. Здание храма стало разрушаться.

В соответствии с декретом Советского правительства об отделении церкви от государства, 11 марта 1919 г. был заключен первый договор между выборным приходским советом, так называемой "двадцаткой", и Петрогубисполкомом, согласно которому совет брал на себя обязательства по сохранению имущества храма, поддержания в нем порядка. По поручению совета, договор подписал священник о. Люциан Хведько. В 1922 г. пропускной пункт в здании семинарии был ликвидирован. К тому времени семинария была давно закрыта. Здание семинарии стало использоваться как жилой дом.

Городские власти предпринимали неоднократные попытки закрыть храм. Так, 5 декабря 1922 г. в соборе для его опечатывания появился председатель Административного подотдела Московско-Нарвского района в сопровождении наряда милиции. Милиционеры заблокировали все выходы, а представитель власти потребовал ключи и опечатал двери ризницы и бокового входа. В храме в это время находились исполняющий обязанности настоятеля священник Хведько, два пресвитера и человек 30 прихожан. Настоятелю было предложено вывести верующих из храма. После отказа настоятеля и возмущения прихожан, представитель власти пригрозил, что в храм будет введена милиция. В ответ на его слова, верующие опустились на колени и начали петь молитвы. В храм вошли 12 вооруженных милиционеров и вытолкали молящихся. Все выходы были опечатаны, а священники арестованы и препровождены в отделение милиции. После длительной бюрократической борьбы с городскими властями богослужения удалось возобновить.

Систематически предпринимались попытки провести тщательную ревизию имущества собора для выявления ценностей, которые могли бы быть изъяты. Прихожане, рискуя собственной жизнью, пытались спа

Хостинг от uCoz